Воскресенье, 20.08.2017, 12:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Твой образ

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » шитье » История костюма » История костюма (Все что связанно с русской народной одеждой)
История костюма
aniriДата: Воскресенье, 06.03.2011, 14:29 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 49
Репутация: 0
Статус: Offline
Народный костюм
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.
 
aniriДата: Воскресенье, 06.03.2011, 14:34 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 49
Репутация: 0
Статус: Offline
Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Особенно это относится к женскому костюму. Этнографы выделяют четыре комплекса женской одежды на территории России:

— с понёвой,
— с сарафаном,
— с юбкой-андараком,
— с кубельком.

Первые два комплекса были основными, бытовали они на большинстве территорий Европейской и Азиатской России. Комплексы же с андараком и кубельком имели ограниченное распространение.

Комплекс одежды с понёвой включал в себя рубаху, чаще всего с косыми поликами, понёву, пояс, передник, нагрудник, кичкообразный головной убор типа сороки, ук­ рашения из птичьих перьев и бисера, обувь, плетенную из лыка или кожаную. Этот костюм преобладал в южных губерниях Европейской России: Воронежской, Калужской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Орловской, частично Смоленской. Его принято считать наиболее древним у восточных славян. Ученые предполагают, что его основные части — рубаха, понёва, кичкообразный головной убор — уже были составляющими женского костюма в период формирования древнерусской народности, то есть в VI—VII веках.

Комплекс одежды с сарафаном состоял из рубахи с прямыми поликами или без поликов, сарафана, душегреи, головного убора на жесткой основе типа кокошника, кожаной, по преимуществу, обуви. Этот комплекс был широко распространен на территории расселения русского народа. Он бытовал на севере Европейской России, в губерниях Поволжья, на Урале, в Сибири, на Алтае. В XIX веке шло его проникновение в Южную Россию, где он заметно вытеснял комплекс одежды с понёвой. Характерные черты этого комплекса особенно ярко проявлялись в одежде, бытовавшей на Русском Севере: в Архангельской, Вологодской, Новгородской, Олонецкой губерниях, в северных уездах Костромской, Нижегородской, Тверской, Ярославской губерний и не­ которых других. Комплекс одежды с сарафаном сформировался, судя по всему, в XV—XVII веках, т. е. в период централизации Русского государства. В этот период он распространяется среди дворян, бояр, посадских людей и крестьян, хотя в южных районах крестьянки продолжали носить старинный костюм с понёвой.

В русской женской одежде вплоть до XIX в. четко выделялись три типа: комплекс с поневой (южнорусский), с сарафаном (северорусский), рубаха и юбка. Наиболее распространены были первые два типа. В одежде сибирских переселенцев наблюдается большое разнообразие стилей. Но в одежде старообрядцев сохранились традиционные крои, головные уборы, отделка костюма благодаря историческому ходу событий и более замкнутому жизненному укладу.

В 17-18 в. Началось заселение Сибири русскими переселенцами. При переселении старообрядцев костюм сохранился благодаря указу Петра I от 1722 г., который гласил: "А раскольникам и бородачам , какого они звания ни были, носить же указанное раскольническое платье, чтобы оные по тому во всех местах явны были...". В одежде старообрядцев преобладает северорусский комплекс - сарафанный.

Женский костюм содержит много символики: так женский головной убор в виде рога (одного, двух или трех) несет в себе символ плодородия - плодовитость животных. Пояс разделяет фигуру на верх и низ, верх символизирует землю и небо, голова - солнце, божество (выделялась красным цветом); низ - вода, подземные источники.

 
aniriДата: Воскресенье, 06.03.2011, 14:42 | Сообщение # 3
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 49
Репутация: 0
Статус: Offline
В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность.

Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу, Русские замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Исследователи признают, что, хотя плетение кос очень старинный обычай, у замужних женщин ему, по-видимому, предшествовало свертывание волос без предварительного их заплетания и ношение распущенных волос у девушек.

Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, т.к. по старинным обычаям показывать их было нельзя.

Связь женских головных уборов с возрастными группами, обряды, сопровождающие надевание их впервые, а также связь с древнейшими дохристианскими поверьями заставляют относить происхождение некоторых видов женских головных уборов к глубокой древности.

Девичий головной убор выглядел на голове в виде обруча или перевязки.

При подготовке статьи используются материалы сайта http://www.kaftan.ru .

 
aniriДата: Пятница, 25.03.2011, 08:08 | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 49
Репутация: 0
Статус: Offline
Калужский костюм с сарафаном
Перемышльский сарафанный комплекс состоит из рубахи, косоклинного сарафана из темно-синей ткани, головного убора и обуви. Девичий костюм в таком решении получил широкое развитие в южных регионах славянской России.

Косоклинный сарафан, «китайка», изготовлен на холщовой подкладке. На переднем полотнище справа — карман. По центру переднего полотнища — имитация распашного сарафана. По синему фону сарафана дана отделка красной фабричной тканью (бретели, верхний край сарафана, низ, карман).

У рубахи косые полики и длинные рукава, орнаментированные вышивкой бледно-розовыми нитями. На фоне сарафана особенно выделялось декоративное оформление рубахи, и в первую очередь рукавов. Характер конструктивного решения рукавов и способ их ношения усиливает пластичность формы костюма.

На темно-синем фоне сарафана и белом фоне рубахи четко выделяется линейная графика красной вышивки, придающая костюму выразительность.

Пояс — тканый. Форма костюма определяется подпоясыванием сарафана под грудью, выше линии талии. Таким членением на фигуре формируется лиф сарафана.

Обувь — лапти.

Завершает композицию свойственный калужскому костюму необычный головной убор — рогатая кичка, чохры (налобник), мохры.

Костюм предельно лаконичен по форме и композиции, является в калужском районе примером заимствования образца северорусского народного костюма

 
aniriДата: Пятница, 25.03.2011, 09:02 | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 49
Репутация: 0
Статус: Offline
Рубаха

Традиционная для Нижегородской области женская рубаха прямого покроя выполнена из белой хлопчатобумажной ткани фабричного производства. При шитье использованы цельные полотнища, длина – до щиколотки, ширина ткани (80 см) использована полностью, боковые швы выполнены вручную, встык по кромкам. Ворот прямоугольный, со сборкой в виде мельчайших складочек, закрепленных ручным фигурным швом, обработан узким кантом из той же ткани. Разрез посередине груди, обработан узким кантом, скрепляется тонким шелковым шнурком, завязывающимся бантиком. Рукав суживающийся к запястью, без ластовицы и поликов, прикрывает кисть руки. Край рукава оформлен вышивкой «белым по белому» и рюшем из белых льняных кружев, связанных крючком.
Схема кроя и сборки

Прикрепления: 1544377.png(40Kb)
 
Форум » шитье » История костюма » История костюма (Все что связанно с русской народной одеждой)
Страница 1 из 11
Поиск: